Здравствуйте. Сайт находится на стадии разработки, если есть какие-то вопросы, мы всегда рады Вам ответить.
Viber. WatsApp ⟹ 8-960-818-20-22
Главная » Статьи » ГСМ-Автомасла, автожидкости, автохимия » Бензин

Основные виды бензина и их параметры
Ассортимент, качество и состав автомобильных бензинов
Основную массу автомобильных бензинов в России вырабатывают по ГОСТ 2084-77и ГОСТ Р51105-97 иТУ 38.001165-97. В зависимости от октанового числа ГОСТ 2084-77 предусматривает пять марок автобензинов: А-72, А-76,АИ-91, АИ-93 и АИ-95. Для первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по моторному методу,для последних - по исследовательскому. В связи с увеличением доли легкового транспорта в общем объеме автомобильного парка наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых.Бензин А-72 практически не вырабатывается ввиду отсутствия техники, эксплуатируемой на нем.

Наибольшая потребность существует в бензине А-92, который вырабатывается по ТУ 38.001165-97, хотя доля бензина А-76 в общем объемепроизводства остается очень высокой. Указанные ТУ предусматривают также марки бензинов А-80 и А-96 соктановыми числами по исследовательскому методу соответственно 80 и 96. Эти бензины предназначены в основном для поставкина экспорт. Бензин АИ-98 с октановым числом 98 по исследовательскому методу производится по ТУ 38.401-58-122-95и ТУ 38.401-58-127-95. Бензины А-76, А-80, АИ-91, А-92 и А-96 допускается вырабатывать с использованием этиловой жидкости.Малоэтилированный бензин АИ-91 с содержанием свинца 0,15 г/дм3 выпускается по отдельным техническим условиям(ТУ 38.401-58-86-94). При производстве бензинов АИ-95 и АИ-98 использование алкилсвинцовых антидетонаторов не допускается.

Требования ГОСТ 2084-77 к качеству автомобильных бензинов приведены в таблице.Все бензины, вырабатываемыепо ГОСТ 2084-77, в зависимости от показателей испаряемости делят на летние и зимние. Зимние бензины предназначены для применения в северных и северо-восточных районах в течение всех сезонов и в остальных районах с 1 октября до 1 апреля.Летние - для применения во всех районах кроме северных и северо-восточных в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районахдопускается применять летний бензин в течение всех сезонов.

Параметры автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ 2084-77, существенно отличаютсяот принятых международных норм, особенно в части экологических требований. В целях повышения конкурентоспособностироссийских бензинов и доведения их качества до уровня европейских стандартов разработан ГОСТ Р 51105-97 "Топливадля двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия", который вводится в действие с01.01.99 г. Этот стандарт не заменяет ГОСТ 2084-77, которым предусмотрен выпуск как этилированных, так и неэтилированныхбензинов. В соответствии с ГОСТ Р 51105-97 будут вырабатываться только неэтилированные бензины (максимальное содержаниесвинца не более 0,01 г/дм3).

Характеристики автомобильных бензинов (ГОСТ 2084-77)

ПоказателиА-72А-76 неэтил. А-76 этил.АИ-91 АИ-93 АИ-95
Детонационная стойкость: октановое число, не менее:
   моторный метод72 767682,585 85
   исследовательский методНе нормируется919395
Массовое содержание свинца, г/дм3, не более0,0130,013 0,170,0130,0130,013
Фракционный состав: температура начала перегонки бензина, °С, не ниже:
   летнего35 3535353530
   зимнегоНе нормируется
10% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:
   летнего 707070707075
   зимнего55555555 5555
50% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:
   летнего115115115115 115120
   зимнего 100100100100100105
90% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше:
   летнего180180 180180180180
   зимнего160160160160160160
Конец кипения бензина, °С, не выше:
   летнего195195195 205205205
   зимнего 185185185195195195
Остаток в колбе, %, не более1,51,51,51,51,5 1,5
Остаток и потери, %, не более4,0 4,04,04,04,04,0
Давление насыщенных паров бензина, кПа:
   летнего, не более66,766,766,7 66,766,766,7
   зимнего66,7-93,366,7-93,366,7-93,3 66,7-93,366,7-93,366,7-93,3
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более3,01,03,0 3,00,82,0
Содержание фактических смол, мг/100см3, не более:
   на месте производства5,05,05,0 5,05,05,0
   на месте потребления10,010,010,010,010,010,0
Индукционный период на месте производства бензина, мин, не менее 60012009009001200900
Массовая доля серы, %, не более0,100,100,100,10 0,100,10
Цвет-- Желтый---
Примечания.
1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке- выдерживают; содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие; плотность при20 °С - не нормируется, определение обязательно.
2. Для городов и районов, а также предприятий, где Главным санитарнымврачом запрещено применение этилированных бензинов, предназначаются только неэтилированные.
3. Допускается вырабатыватьбензин, предназначенный для применения в южных районах, со следующими показателями по фракционному составу:10 % перегоняется при температуре не выше 75 °С; 50 % перегоняется при температуре не выше 120 °С;
4. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга, допускаемая температураконца кипения не выше 205 °С - для летнего и не выше 195 °С - для зимнего.

В зависимости от октанового числа по исследовательскому методу установленочетыре марки бензинов: "Нормаль-80", "Регуляр-91" , "Премиум-95", "Супер-98". Бензин "Нормаль-80" предназначендля использования на грузовых автомобилях наряду с бензином А-76. Неэтилированный бензин "Регуляр-91" предназначен дляэксплуатации автомобилей взамен этилированного А-93. Автомобильные бензины "Премиум-95" и "Супер-98" полностью отвечаютевропейским требованиям, конкурентоспособны на нефтяном рынке и предназначены в основном для зарубежных автомобилей,ввозимых в Россию.

С целью ускорения перехода на производство неэтилированных бензинов взамен этиловой жидкостидопускается использование марганцевого антидетонатора в концентрации не более - 5 мг Мn/дм3 для марки "Нормаль-80"и не более 18 мг Мn/дм3 для марки "Регуляр-91". В соответствии с европейскими требованиями по ограничению содержаниябензола введен показатель "объемная доля бензола" - не более 5 %. Установлена норма по показателю "плотность при 15 °С".Ужесточена норма на массовую долю серы - до 0,05 %. Для обеспечения нормальной эксплуатации автомобилей и рациональногоиспользования бензинов введено пять классов испаряемости для применения в различных климатических районах по ГОСТ 16350- 80. Наряду с определением температуры перегонки бензина при заданном объеме предусмотрено определение объемаиспарившегося бензина при заданной температуре 70, 100 и 180 °С. Введен показатель "индекс испаряемости".В ГОСТ Р 51105-97 наряду с отечественными включены международные стандарты на методы испытаний (ISO, EN, ASTM).

Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов и характеристики испаряемости по ГОСТ Р 51105-97приведены в таблице.

Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51105-97

Показатели Нормаль-80Регуляр-91Премиум-95Супер-98
Октановое число, не менее: моторный метод76,0 82,585,088,0
Октановое число, не менее: исследовательский метод80,091,095,098,0
Содержание свинца, г/дм3, не более0,010
Содержание марганца, мг/дм3 , не более5018--
Содержание фактических смол, мг/100 см3, не более5,0
Индукционный период бензина, мин, не менее 360
Массовая доля серы, %, не более0,05
Объемная доля бензола, %, не более5
Испытание на медной пластинеВыдерживает, класс 1
Внешний видЧистый, прозрачный
Плотность при 15°С, кг/м3700-750725-780725-780 725-780
Примечания.
1. Содержание марганца определяют только для бензинов, с марганцевымантидетонатором (МЦТМ).
2. Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Госрезервеи Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин.

По составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов,получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга,каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций, алкилирования, ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования. Компонентный состав бензина зависит,в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.

Базовым компонентом для выработки автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического риформингаили каталитического крекинга. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Однако повышенное содержаниев них ароматических углеводородов с экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам такжеотносится неравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. В составе бензинового фонда Россиидоля компонента каталитического риформинга превышает 50%.

Бензины каталитического крекинга характеризуются низкоймассовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому методу 90-93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов составляет 30-40%, олефиновых - 25-35%. В их составе практически отсутствуют диеновые углеводороды,поэтому они обладают относительно высокой химической стабильностью (индукционный период 800-900 мин.). По сравнению сбензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для производства автомобильных бензинов целесообразноиспользовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга.

Бензины таких термических процессов, как крекинг, замедленное коксование имеют низкую детонационную стойкость ихимическую стабильность, высокое содержание серы и используются только для получения низкооктановых бензинов вограниченных количествах.

При производстве высокооктановых бензинов используются алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины АИ-95 иАИ-98 обычно получают с добавлением кислородсодержащих компонентов: метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или его смесис трет-бутанолом, получившей название фэтерол. Введение МТБЭ в бензин позволяет повысить полноту его сгорания иравномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. Максимально допустимая концентрация МТБЭ в бензинахсоставляет 15% из-за его относительно низкой теплоты сгорания и высокой агрессивности по отношению к резинам.

Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют этиловую жидкость(до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К бензинам вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизациии обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители Агидол-1 или Агидол-12. В целяхобеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашиваетсяв желтый цвет жирорастворимым желтым красителем К, бензин АИ-91 - в оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-краснымкрасителем Ж. Этилированные бензины, предназначенные для экспорта, не окрашиваются.

Примерные компонентные составы автомобильных бензинов различных марок приведены в таблице.

Средние компонентные составы автомобильных бензинов

КомпонентА-76 (А-80) А-76*АИ-91 А-92А-92*АИ-95АИ-98
Бензин каталитического риформинга:
   мягкого режима40-80 70-60 60-90 60-88 50-100--
   жесткого режима--40-100 40-100 10-40 5-90 25-88
Ксилольная фракция--10-20 10-30-20-40 20-40
Бензин каталитического крекинга20-80 10-60 10-85 10-85 10-85 10-50 10-20
Бензин прямой перегонки 20-60 40-100 10-20 10-20 10-80--
Алкилбензин --5-20 5-20 -10-35 15-50
Бутаны + изопентан 1-7 1-5 1-10 1-101-7 1-10 1-10
Газовый бензин 5-105-105-105-105-10--
Толуол --0-7 0-10 -8-1510-15
Бензин коксования 1-5 5-10-----
Гидростабилизированный бензин пиролиза 10-35 10-20 10-30 10-30 10-30 10-20 10-20
МТБЭ<=8-5-125-12-10-1510-15
    * - Этилированный.

В последнее время ассортимент автобензинов значительно пополнился за счет новых марок, выпускаемых по техническим условиям. Это обусловлено резким ростом производства неэтилированного бензина и сокращением производства бензина этилированного.

При этом тетраэтилсвинец заменяется на различные нетрадиционные присадки и добавки, ранее выпускаемыми химической и микробиологической промышленности в иных целях.

К таким веществам относятся различные эфиры, спирты, металлоорганические соединения и т.д. Необходимость производства таких бензинов по техническим условиям диктуется тем, что все присадки и добавки могут вводиться в строго определенных концентрациях. Для контроля содержания этих компонентов в технических условиях предусматриваются специальные показатели и вводятся дополнительные методики контроля.

Все бензины, выпускаемые по техническим условиям, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования", который вводится с 01 июля 2000г.

Соответствие бензинов, выпускаемых по техническим условиям, требованием ГОСТ Р 51313-99 проверяется при их сертификации, которая является обязательной.



Бензины автомобильные. Общие технические условия

Наименование показателяЗначение показателя для типов бензиновМетод испытания
IIIIIIIV
Детонационная стойкость:
   октановое число по исследовательскомуметоду, не менее80919598по ГОСТ 8226
   октановое число по моторному методу, не менее76---по ГОСТ 511
Концентрация свинца, г/дм3, не более, для бензина:
   неэтилированного0,0130,0130,0130,013по ГОСТ 28828
   этилированного0,17--- 
Давление насыщенных паров, кПа35-10035-10035-10035-100по ГОСТ 1756
Фракционный состав:
   90% бензина перегоняется притемпературе, °С, не выше190190190190 
   конец кипения бензина, °С, не выше215215215215 
   остаток в колбе, %, не более1,51,51,51,5 
Массовая доля серы, %, не более0,10,050,050,05по ГОСТ 19121 или ГОСТ Р50442
Объемная доля бензола, %, не более5555по ГОСТ 29040

Категория: Бензин | Добавил: alliancemotors (03.05.2011)
Просмотров: 3962 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
ООО "Альянс - Авто" г. Самара, ул. Мечникова 1, офис 205. Тел.: +7 (846) 243-45-05; +7 (846) 341-56-59 Viber: 8-960-818-20-22, WhatsApp: 8-960-818-20-22
ВВЕРХ